КЛЮЧЕВЫЕ ПРОЕКТЫ

Статьи

2 Сентября 2010

РОССИЙСКИЙ ДОРОЖНИК №10 2009г.

Новая автомагистраль возьмет начало в пункте пересечения на 57-ом км. федеральной трассы М-10 «Россия» и протянется до места примыкания с Кольцевой дорогой вокруг Северной столицы. Дорога пройдет по территории 4-х областей: Московской, Тверской, Новгородской, Ленинградской и города Санкт-Петербурга. Надо ли говорить о том, какое большое значение будет иметь эта скоростная магистраль, связывающая две российские столицы, не только для областей, по которым она проляжет, но и для экономики всей страны. Принять участие в конкурсе пожелали многие проектные организации и институты, ведь победа в нем позволяла обеспечить коллективы, специализирующиеся на разработке проектной документации работой на несколько лет вперед. 

И так, ОАО «Союздорпроект» были переданы функции Генеральной проектной организации, которая привлекла к работе крупнейшие институты и инвестиционные компании консультантов. Основными субподрядчиками стали ООО «Союзгипрозем», ЗАО «Петербург-Дорсервис», ЗАО «Институт Стройпроект», ООО «РосИнсталПроект» и другие. К выполнению задания подключились более 2000 проектировщиков.

Работу им предстоит проделать поистине масштабную. В соответствии с заданием при разработке проектной документации выделены восемь этапов строительства. В зависимости от интенсивности движения на большинстве участков будет проложено шесть полос в каждую сторону, а на ряде участков - четыре и восемь. Расчетная скорость - 150 км в час. Для определения расчетной интенсивности движения использовалась признанная во всем мире, в том числе и мировыми банками, финансировавшими дорожные проекты в Польше, Венгрии, на Ямайке, в Южной Америке, Великобритании и Ирландии, математическая модель «Сатурн». 

Генподрядчику с субподрядными организациями предстоит спроектировать 6 новых дорожно-эксплуатационных предприятий (ДЭП), 20 дорожно-эксплуатационных участков (ДЭУ), 12 мостовых эксплуатационных участков и 6 административных зданий дорожно-патрульной службы, которые будут возведены при прокладке новой трассы. Для складирования вывозимых в зимнее время с проезжей части автодороги снежно-ледовых отложений предусматривается оборудовать пункты приема снега. На будущей скоростной магистрали построят более 300 мостов, путепроводов и эстакад общей протяженностью 30,6 км, построят 21 транспортную развязку. 

Словом, две российские столицы свяжет новая дорога с щебеночно-мастичным асфальтобетонным покрытием, отвечающая мировым стандартам. Как известно, любая автомагистраль начинается с составления нормативно-технической документации, именно проект является основой основ всех автодорог.
Поскольку магистраль Москва - Санкт-Петербург будет эксплуатироваться на платной основе, проектировщикам предстоит дополнительно разработать документацию на целый комплекс сооружений, которые прежде при прокладке дорог строить не планировались. Это дорожные ограждения на обочинах и разделительных полосах и сетчатые ограждения за пределами земляного полотна, наружное освещение на всей протяженности трассы. Разработка автоматической системы управления дорожным движением. Это и транспортные развязки в разных уровнях с размещением пунктов взимания платы на подъездах к новой дороге. 

Для оплаты проезда водителями спроектируют специальные полосы съездов, которые оборудуют информационными табло, знаками переменной информации и светофорами, видеорегистраторами и камерами наблюдения, кабинами операторов. Кстати, все пункты взимания платы планируется расположить на транспортных развязках. Автоматическая система управления дорожным, движением позволит увеличить пропускную способность магистрали, обеспечит управление максимальной скоростью и транспортными потоками, повысит уровень безопасности. 

Так что прежде, чем строители приступят к прокладке скоростной дороги Москва - Санкт-Петербург, проектировщикам предстоит выполнить внушительный объем работ. И она уже интенсивно ведется. Сейчас завершены инженерные изыскания, приняты основные проектные решения. Проведена имущественно-правовая инвентаризация земельных участков по материалам кадастрового учета. Для обоснования вкладываемых инвестиций проводятся работы по уточнению среднесуточной интенсивности движения на платной магистрали. Готовится к передаче «на рассмотрение в Главгозкспертизу проектная документация на три участка будущей трассы. В текущем году планируется разработать документацию еще на пять участков общей протяженностью более 450 км. 

Одновременно с работой над проектом автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург коллектив ОАО «Союздорпроект» занимается разработкой проектной документации на строительство Центральной кольцевой дороги (ЦКАД) в Московской области, которая занимает важнейшее место в Федеральной целевой программе модернизации транспортной системы России. Развитие автодорожной структуры столичной области является необходимым условием динамичного развития-экономики региона.
Предполагается осуществить преобразование радиально-кольцевой структуры опорной автодорожной сети в сетевую систему с преобладанием в ней скоростных кордовых автотрасс. Основу этой системы и составит ЦКАД. Ее строительство позволит решить ряд первоочередных государственных задач. Главными из них являются: интеграция автомобильных автотрасс МО и РФ и международной сети автодорог и развитие международных транспортных коридоров. В частности, коридора №2 «Лондон - Париж -Берлин - Варшава - Минск - МО (южный участок ЦКАД) - Нижний • Новгород - Екатеринбург» и коридора №9 «Хельсинки - Санкт-Петербург - МО (западный участок ЦКАД) - Юг России, а также международный маршрут,«Хельсинки - Санкт-Петербург - МО (северный участок ЦКАД) - Нижний Новгород. 

Немаловажным фактором станет и отвлечение с вводом Кольцевой трассы в эксплуатацию Транспортных потоков от перегруженной автотранспортом центральной части столичной области. Но безусловно одним из самых перспективных направлений реализации проекта строительства ЦКАД будет открывающаяся радужная перспектива развития инфраструктуры и территории не только МО но и транзитных с ней областей - Владимирской, Рязанской, Калужской, Тульской и Смоленской. 

В целом, будущая магистраль протяженностью 431 км с расчетной скоростью движения 140 км в час окажет стимулирующее воздействие на повышение социального и экономического потенциала огромного по территории региона нашей страны. К сказанному остается добавить, что на 4-х и 6-ти полосной ЦКАД предстоит соорудить 344 моста, путепроводов и эстакад, 26 транспортных - развязок, 4 ДЭП и 17 ДЭУ. Как и трасса Москва - Санкт-Петербург новая кольцевая дорога будет платной, строить ее планируется с привлечением частного капитала на принципе государственно-частного партнерства. Проектирование ЦКАД намечается завершить в текущем году. Маршрут будущей трассы уже согласован с муниципальными образованиями. На участках, где этот маршрут утвержден, ведутся комплексные землеустроительные работы. На других участках совместно с Главархитектурой Московской области, с административными муниципальными образованиями активно проводятся консультации и обсуждаются варианты наиболее оптимальных маршрутов этой кольцевой магистрали. Строительство двух скоростных магистралей позволит создать около 400 тысяч дополнительных рабочих мест, что немаловажно в условиях продолжающегося мирового экономического кризиса. 

То, что победителем в конкурсах двух таких масштабных проектов стало ОАО «Союздорпроект», вряд ли у кого вызвало удивление. Еще в советские времена Союздорпроект зарекомендовал себя, как ведущий и головной Институт по проектированию и изысканию автомобильных дорог среди проектных организаций не только в Российской Федерации, но и в СССР. Сохранил он свои позиции и после распада Союза. Побеждать в проводимых конкурсах ему удается не только благодаря тому, что он выполняет все задания с высоким качеством и в срок. Заказчиков привлекает и довольно обширный список предлагаемых услуг, начиная от разработки технико-экономического обоснования (ТЭО) возведения будущего объекта и инженерного сопровождения по ремонту и реабилитации автотрасс и сооружений на них до предоставления в комплексе проектно-сметной документации для строительства дорог, транспортных развязок, пересечений и примыканий к ним, мостов; путепроводов и эстакад, противолавинных галерей и сооружений для пропуска селей, пешеходных переходов и т. п. 

Специалисты Союздорпроекта проводят также наземные, геологические, гидрологические, геометрические и аэроинженерные изыскания на всех стадиях проектирования, включая и предпроектные, ведут поиск и разведку в регионах, где пройдет автотрасса, местных дорожно-строительных материалов. Они также предлагают такие инженерные услуги, как экспертиза проектов, научно-технические консультации и информации. В своей работе коллектив опирается на лучшие отечественные традиции, передовые зарубежные технологии и инновационный подход к организации проектирования и инженерных изысканий. Он поддерживает тесные творческие связи с проектно-изыскательскими и научно-исследовательскими организациями более чем с 200-ми предприятиями дорожной отрасли. Знакомясь с историей ОАО «Союздорпроект», который сегодня возглавляет Андрей Еремин, можно проследить, как развивалась отечественная сеть автомобильных дорог, начиная с 30-х годов минувшего времени и до настоящего времени. Наверное, нет такой федеральной магистрали, в строительстве или реконструкции которой в той или иной мере не принимали участия специалисты этой проектно-исследовательской организации. Созданный в мае 1938 года на базе Центральной проектной конторы Ушосдора Всесоюзный трест изысканий и проектирования автомобильных дорог и сооружений на них, в состав которого включили 6 проектных контор и 2 проектных бюро, расположенных в республиках и областях Союза (на Украине, в Белоруссии, Грузии, в Московской, Ленинград своего существования способствовал формированию технической политики в дорожной отрасли. С годами изменялись структура и названия организации. В 2004 году образовалось ОАО «Институт по проектированию и изысканию автомобильных дорог «Союздорпроект». 

География проектно-изыскательной деятельности Союздорпроекта весьма обширна, она охватывает буквально все регионы Российской Федерации и бывших республик Союза: от Прибалтики до Камчатки, от Мурманска до Ямала. По проектам Института сооружались наиболее ответственные и сложные дорожные объекты, внегородские магистральные дороги, кольцевые магистрали, автотрассы в горных местностях, в степях и в пустынях, в нефтеносных районах Крайнего Севера и Западной Сибири. Его специалистам поручали разрабатывать проектно-сметную документацию для построенных в нашей стране полигонов и треков для испытания автомобилей и дорожных машин, подъездов к международным аэропортам, титульных мостов и путепроводов, объектов дорожного сервиса. 

Специалисты ОАО «Союздорпроект» по праву могут гордиться тем, что внесли свой весомый вклад в прокладку таких магистральных дорог: Москва -Минск,- Брест, Москва - Нижний Новгород, Москва - Волгоград, МКАД, Самара - Уфа - Челябинск, Улан-Удэ - Чита, Хабаровск - Владивосток, Транскавказская дорога через Рокский перевал... Да всех и не перечислить! Кстати, МКАД стала первой в России автомобильной дорогой, отвечающей мировому уровню. И поныне служат, интенсивно эксплуатируются мостовые переходы через канал имени Москвы, через Ангару, Вятку, Днепр, Иртыш, Оку, Тобол, Уссури, Хопер и другие реки. Всего по проектам Института проложено более 123 тысяч км автодорог и свыше 120 км больших и внеклассных мостов. Не уступают лучшим зарубежным аналогам автополигон НАМИ в подмосковном городе Дмитрове, испытательные авто- треки для Горьковского, Камского, Тольятти некого автогигантов, тракторные полигоны в Чехове и Бронницах, комплекс испытательных дорог НТЦ «АвтоВАЗ». И это только в России, а сколько еще уникальных объектов было сооружено с помощью проектировщиков головной организации и продолжают эксплуатироваться в СНГ. И не только в ближнем зарубежье. 

Союздорпроект был в числе первых отечественных .проектно-изыскательских организаций, которым на правительственном уровне Поручалось ведение работ за рубежом. Первой зарубежной страной, для которой в Институте составили схемы развития транспорта и сети автомобильных дорог стала Монголия, а потом его специалистов хорошо узнали в Лаосе и Вьетнаме, Афганистане и Ливии. Проектно-изыскательские группы рабочего проектирования из Союздорпроекта трудились в 28 странах. По их документации за рубежом проложили 8,3 тысячи автотрасс, на которых сооружено более 38 км мостовых сооружений. Наиболее значительные по протяженности и сложности дорожные объекты построены в Афганистане, Индонезии, Сирии, Непале и Йемене. А всего с учетом экспертно-консультативной и методической помощи специалисты Института наладили тесные деловые связи с дорожниками в 45 странах. Одним из важнейших направлений деятельности Института стало проведение единой технической политики в автодорожном проектировании. Многие годы его сотрудники оказывали постоянную техническую помощь и консультации практически всем отечественным проектным организациям отрасли, разработали более 40 типовых проектов и типовых решений по конструкциям дорог и искусственным сооружениям, а также более 40 инструктивно-методических документов по изыскательной и проектной деятельности. Они принимали самое активное участие в создании отраслевых, ведомственных и межведомственных нормативных документов и стандартов. С их участием разработано 15 ведомственных и 6 строительных норм отраслевого и общеотраслевого значения.

 Значительный вклад внес коллектив Союздорпроекта в освоение самой современной электронно-вычислительной техники в деле проектирования. И особенно в разработке и внедрении в:практику системы автоматизированного проектирования автотрасс и искусственных сооружений-САПР-АД. Коллективу Союздорпроекта довелось, принять участие в самую тяжелую для нашей столицы военную зиму 4Т-го года в срочной и ответственной работе проектировании временного кольцевого обхода . Москвы. А уже после войны в 1957-1962 годах по разработкам сотрудников этой организации прокладывалась новая Московская кольцевая дорога, при строительстве которой осваивались самые прогрессивные тогда технологии и технические решения. Союздорпроект выступил генеральным проектировщиком и при реконструкции МКАД Перед проектировщиками и строителями поставили задачу: после завершения коренной модернизации эта магистраль должна соответствовать лучшим зарубежным аналогам. И они успешно справились с ней. При реконструкции кольцевой дороги были предложены и впервые на практике применены до 80 прогрессивных проектных решений, направленных на оптимальное и эффективное разрешение транспортных, градостроительных, социальных, экологических и технических проблем, возникавших в ходе строительства. 

За успешное разрешение комплекса названных проблем реконструкция кольцевой магистрали отмечена Государственной премией Российской Федерации. Так в стране появилась качественно новая магистраль, которую можно считать эталоном и одновременно опытным полигоном для всей отрасли. МКАД от других дорог выделяется сложными многоярусными транспортными развязками с направленными съездами, расположенными на кривых в плане и профиле эстакадах. Для них проектировщики разработали пролетные строения из монолитного пред напряженного железобетона. Эти строения были применены при сооружении транспортной развязки с Ленинградским шоссе. А разработанная специалистами Союздорпроекта новая система объединения сталежелезобетонных пролетных строений для кривых эстакад позволила существенно сократить сроки строительства развязок с Ярославским и Горьковским шоссе. Впервые, также по разработкам Института, на МКАД появились большепролетные наземные крытые пешеходные переходы и новые конструкции автопавильонов на автобусных остановках Новые решения удалось найти и при проектировании мостовых переходов, путепроводов и эстакад. Это - комплексная схема водоотведения и очистки сточных вод с проезжей части мостовых сооружений с использованием малогабаритного многоступенчатого фильтрационного бассейна. Это -передовые композитные резинометаллические конструкции деформационных швов импортного и отечественного производства, конструкции пролетного строения из разрезных балок и т. д. Целый ряд прогрессивных разработок был предложен при проектировании земляного полотна и дорожного- покрытия, укрепления, обустройства дороги и организации движения. В их числе новые конструкции и технологии возведения земляного полотна с применением современной дорожной техники, новая индивидуальная конструкция многослойной дорожной одежды, которые затем нашли широкое распространение в дорожно-строительной отрасли. Как и применение новых поверхностно-активных добавок и модификаторов при приготовлении асфальтобетонных смесей, устройство верхних слоев покрытий из щебночно-мастичных асфальтобетонов, геосинтетических материалов при устройстве продольных швов на стыке старого и нового покрытия. И множество других технических и технологических находок. После завершения работ по реконструкции МКАД коллектив Института продолжал выполнять разработки для дорожников Московского региона и в Подмосковье. 

Наряду с проектированием новых автодорог и реконструкцией старых принимал активное участие в строительстве транспортных развязок и пешеходных переходов в городе, производственных баз «Доринвест» и «Гормост», подъездов к аэропортам, прокладке третьего транспортного кольца. Комплекс прогрессивных проектных решений был реализован при реконструкции таких объектов, как автодороги МКАД - Кашира, Киевское шоссе на участке МКАД - Внуково-2, подъезд к аэропорту Шереметьево. А также при реконструкции федеральных автомобильных магистралей «Урал», «Украина», «Холмогоры». Разразившийся мировой экономический и финансовый кризис не обошел стороной и коллектив ОАО «Союздорпроект». Сократилось финансирование' из госбюджета дорожной отрасли, а это повлекло уменьшение заказов проектным организациям.- В очередной раз прошла структурная реорганизация: на открытом аукционе Российский фонд федерального имущества продал 100 процентов государственных акций ОАО «Институт по проектированию и изысканию автомобильных дорог «Союздорпроект». Практически сейчас на базе одного коллектива созданы две проектные организации. Но главное, удалось сохранить квалифицированные кадры проектировщиков, которые продолжают трудиться на благо дорожной отрасли. 

В минувшем году специалисты ОАО «Союздорпроект» внесли свой вклад в сооружение пускового второго мостового комплекса моста через реку Ангара в г. Иркутске, нескольких крупных транспортных объектов - пассажирского терминала в Санкт-Петербурге, грузового терминала в Сочи. А также в прокладке автотрассы Чита-Хабаровск, строительстве нескольких объектов на Дальнем Востоке, которые будут сданы в эксплуатацию к предстоящему международному саммиту АТЭС. 

В этом году главные силы Открытого акционерного общества сосредоточены на разработке проектной документации для строительства новых платных дорог Москва-Санкт-Петербург и ЦКАД. И можно не сомневаться, что все заказы дорожных строителей будут выполнены в срок и с высоким качеством. Ведь над ответственными заданиями работают сотрудники, имеющие богатый опыт в решении самых сложных проблем, возникающих при прокладке новых трасс. Это им, своим друзьям и коллегам посвятил ветеран коллектива Александр Соколов написанный им «Гимн Союздорпроекта». Есть в нем такие слова: « Магистрали могучие, кстати, были раньше обычной тропой. Здесь сначала прошел изыскатель со своею дорожной трубой. Поколдуют дорожные боги, и гравюры проектных листов превращаются в ленту дороги и летящие стрелы мостов». Как видите, профессия проектировщика автомобильных дорог тоже не лишена романтики. 
Владимир ЧИСТОВ

 


<<Вернуться к списку

Поиск

Новости




Авторизация